Полис страхования ответственности должен быть у каждого водителя, поэтому вступление в силу нового закона про автострахование коснется многих украинцев. Старое законодательство в этой сфере уже давно устарело, а потому не соответствует реальной ситуации и европейской практике. В правительстве считают, что страховые нововведения несут с собой «абсолютный позитив» для автовладельцев. Единым недостатком реформы будет вероятное увеличение цены полиса. Давайте разбираться, что же поменяется и чего следует ожидать украинским водителям в новом году.
Постепенное повышение суммы компенсации
На сегодня действуют такие страховые лимиты: на компенсацию ущерба, причиненного жизни и здоровью, — 320 тыс. грн, а на компенсацию материальных убытков — 160 тыс. грн на одного пострадавшего. Это относительно небольшие суммы, учитывая стоимость хорошего лечения и современных машин. С января 2025 года планируется увеличить размер страховой выплаты по жизни и здоровью до 500 тыс. грн на одного потерпевшего и до 250 тыс. грн, если понадобится отремонтировать машину. Но это еще не все. В перспективе запланировано увеличение этих сумм. Так, страховой полис ОСАГО (https://uniqa.ua/ru/private/auto/avtograzhdanka/) становится полной гарантией того, что водителю не придется самому расплачиваться за свои ошибки.
Больше возможностей для тех, кто оформил европротокол
На сегодня страховая сумма по европротоколу не может превышать 80 тыс. грн. Но проблема состоит в том, что после ДТП далеко не все водители могут «на глаз» определить размер причиненного ущерба. Поэтому сейчас автовладельцы перестраховываются и вызывают полицию для оформления происшествия, боясь не получить компенсацию от страховой. А это существенно отнимает время как у самих участников аварии, так и у патрульных, отвлекающихся на события, где без них вполне могли бы обойтись. По новому закону, лимиты по европротоколу будут отменены, и все участники аварий будут иметь равные права, независимо от того, каким способом они оформили ДТП.
Гарантия страховых выплат
Сейчас, если страховая компания, где была куплена автостраховка, становится банкротом, автовладелец не сможет получить от нее компенсацию. Он должен будет долго ждать, когда завершится процедура банкротства, а также когда пройдут судебные процессы. Реформа предусматривает быструю выплату компенсации пострадавшему из фонда Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) в случае, если его страховщик стал неплатежеспособным.
Не будет учитываться износ авто
Сегодня страховые компании, рассчитывая сумму компенсации, берут во внимание амортизацию запчастей, которые нужно заменить. В результате бывает так, что денег, которые выплатила страховая, может не хватить для того, чтобы нормально отремонтировать свой автомобиль.
По новому закону, страховая будет обязана выплатить такую сумму, которая позволила бы восстановить автомобиль до того состояния, которое он имел до ДТП. По сути, это революционное изменение всей концепции автогражданки.
Подорожает ли полис
Понятно, что повышение размеров компенсаций будет тянуть за собой и повышение цены на страховку. Но, как утверждают авторы законопроекта, за эти деньги украинские водители получат намного больше, так как сумма покрытия многократно возрастет. Какой точно она будет, большинство представителей страховых компаний пока что не знают, но считают, что цена вырастет несущественно, и повышение будет проходить постепенно.
Главное, что в результате реформы автовладельцы начнут покупать автогражданку для себя, будут отслеживать, как работает компания, и будут выбирать надежных страховщиков.