Сфера грузоперевозок в Украине не только активно функционирует, но и развивается, несмотря на военные действия. Из-за блокады аэропортов и портов огромную роль играют именно автомобильные доставки. Как адаптировалась логистика в целом и что нового по международным направлениям — узнаем главные новости.
Как изменилась сфера грузоперевозок
Война кардинально изменила логистическую карту страны, что отобразилось и на внутренних, и на международных маршрутах.
Внутренние доставки реализуются на авто с учетом разрушение мостов, железнодорожных путей и дорог. Это увеличивает «логистическое плечо», из-за чего вырос фрахт. Наблюдается и смещение приоритетов в складской логистике. Огромная часть грузов обрабатывается на складах в западных областях, куда компании «переехали» из Киева, Одессы, Харькова и других городов восточных и центральных регионов.
Довоенный фокус с минимальных тарифов сменился на устойчивость и безопасность логистической цепочки. Из последних важных новостей выделяются:
- Повышение тарифов на железнодорожные перевозки в 2025 и 2026 году (суммарно до 40%). «Укрзалізниця» постепенно повышает стоимость грузовых отправок, что негативно повлияет на оборот товаров. Ожидается, что рост цены на жд транспортировку создаст колоссальную нагрузку на дороги — единственную альтернативу железнодорожным путям.
- Введение обязательных смарт-тахографов. Теперь украинские перевозчики смогут заказывать и получать карточки непосредственно в стране. Напомним, смарт-тахографы автоматически контролируют и передают время работы водителя.
- Внедрение системы е-ТТН (электронный документооборот). Прием заявок на тестирование электронной системы ТТН начался 3 ноября 2025 года. Цифровые накладные будут иметь такую же силу, как и бумажные. Сейчас работают над синхронизацией систем для упрощения проверки.
Украинская логистика балансирует между рисками и возможностями, а также успешно адаптируется к новым условиям.
Важные изменения в международной логистике
Главные новости для тех, кто занимается экспортом и импортом:
- Продление «транспортного безвиза» с ЕС (до марта 2027 года). Украинские перевозчики по-прежнему смогут работать без получения специальных разрешений.
- Напряженная ситуация в Красном море. Проход через Суэцкий канал все еще опасен для суден, поэтому большинство компаний перенаправляет их через Мыс Доброй Надежды. Морской фрахт вырос, как и длительность маршрута и покрытие военных рисков.
- Диверсификация от Китая. Международные компании активно снижают свою зависимость от китайских производств. Ожидается, что новыми источниками станут Индия, Вьетнам, Мексика, Турция, Индонезия.
Для Украины ситуация с международной логистикой остается стабильной. Активно развиваются мультимодальные маршруты: авиаперевозка или доставка морем до европейских хабов, далее товары идут транзитом на авто до границы.
Возросла популярность консолидации — отправки сборных грузов. Теперь клиенты с маленькими партиями могут доставлять товары регулярно, не заполняя весь контейнер или автомобильный транспорт. Логистическая компания DiFFreight предлагает услуги международной логистики в направлениях Китай, США, Канада, Европа, в том числе складское хранение, сборные отправки и фулфилмент.

FAQ о пересечении таможенной границы Украины
Ввоз и вывоз товаров через пункты таможни — животрепещущая тема для предпринимателей.
Для экспорта или импорта обязательно нужен брокер?
Нет. Грузовладелец может декларировать товары самостоятельно. Однако с учетом сложности процедуры рекомендуется все же привлечь таможенного брокера.
Новые модели представительства — что это?
Украина ввела новую систему представительства по стандартам ЕС. Теперь есть прямое (когда декларант действует от имени и в интересах владельца груза, но все обязательства перед таможней именно на владельце) и непрямое, когда брокер действует от своего имени. В последнем случае ответственность разделяют и представитель, и владелец.
Можно ли возить карго через украинскую границу?
Карго — это ввоз грузов по упрощенной процедуре. Это возможно для некоторых видов товаров, но для большинства рекомендуется полное таможенное оформление.
Обязательно регистрироваться в «єЧерга»?
Водителям и экспедиторам коммерческого транспорта с 10 сентября 2025 года становиться в электронную очередь обязательно. Также «єЧерга» стала единым окном для подачи информации. Ранее нужно было создавать отдельную заявку в модуле «18-60» («Шлях»).
Мой груз задержали на таможне: что делать?
Узнайте причину задержки у Таможенной службы — свяжитесь с ее представителями. Проверьте статус онлайн через «Єдине вікно» по номеру накладной. По необходимости предоставьте недостающие документы. Если вы не можете решить вопрос сами или подозреваете необоснованную задержку, обратитесь к брокеру или юристу.
Логистическая сфера продемонстрировала исключительную жизнеспособность и ресурсы для адаптации. Специалисты ежедневно выбирают лучшие маршруты для бизнеса, чтобы сохранить стабильность как внутренних, так и внешних поставок. Несмотря на военные действия, Украина цифровизует отрасль и готовит ее к стандартам ЕС.
